УСЛУГИ:

СТАТЬИ:

audit

О моде на термин « Аудит».

За последние несколько лет само понятие аудит вошло в моду, если уместно так выразиться, и применяется где нужно и не нужно и, зачастую, необоснованно. На сайте одной аудиторской компании перечислены все виды аудита, которые она якобы осуществляет. Для ясности поместим их здесь:

  • ежегодный обязательный аудит;
  • обзорный аудит; 
  • налоговый аудит; 
  • аудит других видов деятельности; 
  • экспресс аудит; 

В печати и рекламе появились термины:

  • энергетический аудит; 
  • внутренний аудит; 
  • экологический аудит; 
  • пожарный аудит; 
  • социальный аудит; 
  • инвестиционный аудит; 
  • промышленный аудит;
  • кадровый аудит; 
  • аудит персонала;
  • технологический аудит;
  • аудит систем качества продукции и услуг.

И нет пределов фантазии коллег изобретателей, видимо перечень видов аудита будет и впредь расширяться, поскольку сам термин вошёл в моду, а в России традиционно допустимо вольное обращение с законом.

В № 6 аудиторских ведомостей опубликована статья кандидата экономических наук М. В. Черновой «Виды аудита: современная классификация», в которой автор, игнорируя действующее законодательство Российской Федерации, отнесла к аудиту все консалтинговые услуги, о которых вспомнила в процессе подготовки материала. Помимо приведенных выше, в указанной статье перечислены:

  • маркетинговый аудит;
  • ценовой аудит; 
  • управленческий аудит; 
  • организационный аудит;
  • операционный аудит;
  • аудит в условиях несостоятельности;
  • аудит интеллектуальной собственности;
  • инвентаризационный аудит; 
  • аудит использования финансирования;
  • правовой аудит; 
  • судебный аудит; 
  • образовательный аудит; 
  • педагогический аудит;
  • информационный аудит.

Но если обратиться к законодательству, которым любые аудиторы обязаны неукоснительно руководствоваться, то эту терминологию придётся изменить и упорядочить. Вызывает недоумение не только такое свободное применение законодательно установленной терминологии, но и попытки обеднить годами сложившуюся практику применения профессиональной терминологии. Упрощённый подход в употреблении термина аудит может привести к утрате таких понятий как консалтинг, ревизия, инспектирование, экспертиза и так далее. На наш взгляд недопустимо любую контрольную деятельность относить к аудиторской только потому, что на западе другое законодательство. Если уж так хочется – нужно работать над поправками к нашим законам.

Пунктом 3 ст. 1 Закона 307 ФЗ от 28 декабря 2008 года определено: « Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.»

Таким образом, указанным выше законом аудит определён как проверка бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчётности предусмотренных законодательством с целью выражения независимого мнения о её достоверности во всех существенных отношениях. Следовательно, если руководствоваться указанным законом, из всего безграничного перечня видов аудита останутся только те направления аудита, которые завершаются подтверждением достоверности указанной выше отчётности. И ничего более.

Пунктом 2 ст. 1 Закона 307 ФЗ от 30 декабря 2008 года установлено, что «Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.».[1] Следовательно, руководствуясь указанным законом, никто кроме аудиторских организаций и аудиторов заниматься этой деятельностью не может. Аудиторами, индивидуальными аудиторами, аудиторскими организациями могут именоваться только члены саморегулируемых профессиональных объединений (СРО) аудиторов, членство в которых подтверждается записями в специальных реестрах и соответствующими свидетельствами и аттестатами.

Исходя из приведенных выше нормативных положений, попытаемся разобраться, какие из перечисленных выше видов аудита могут быть отнесены к аудиторской деятельности. И так по порядку:

  • ежегодный обязательный аудит – вид аудита, предусмотренный вышеуказанным законом № 307 ФЗ; 
  • обзорный аудит – аудит, выполняёмый по специальному заданию для подтверждения отчётности в рамках ограниченной уверенности, как правило, с целью дополнительного информирования потенциальных покупателей о состоянии интересующего их объекта; 
  • налоговый аудит – аудит налоговой отчётности клиента предусмотренной налоговым кодексом; 
  • аудит других видов деятельности – законом об аудиторской деятельности не предусмотрен, аудиторы не могут аудировать какую бы то ни было деятельность – только отчётность. Следовательно, применение термина аудит неуместно. Возможно, что авторы имеют ввиду какие-либо ревизорские или консультационные услуги; 
  • экспресс аудит – это метод в аудите предполагающий снижение его трудоёмкости и, соответственно, затрат заказчика. Применение этого метода допустимо, например, при выполнении задания по обзорному аудиту. Следовательно, позиционировать метод в качестве вида аудита неуместно; 
  • энергетический аудит – подразумевает энергетическое обследование объектов с целью установления потерь энергоресурсов, составление паспорта объекта, подготовки рекомендаций по оптимизации потерь энергоресурсов, выполнение этих рекомендаций силами компании проводившей энергетическое обследование, за счёт средств сэкономленных в результате реализации рекомендаций подготовленных ранее; 
  • внутренний аудит – деятельность внутренних контрольных подразделений организаций направленная на рациональное использование материальных, энергетических и финансовых ресурсов, основанная на постоянном мониторинге использования указанных ресурсов с регулярным предоставлением информации руководству предприятий по результатам проверок. Эта деятельность ничего общего с аудитом отчётности предусмотренным законом об аудиторской деятельности не имеет, так как не соблюдается принцип независимости (внутренний аудитор является штатным работником предприятия). Работник службы внутреннего аудита не обязан иметь государственный аттестат аудитора, не обязан состоять членом саморегулируемого профессионального объединения, не обязан выполнять требования указанного закона и стандартов, подготовленных на основе этого закона. Тем не менее, внутренние контрольно-ревизионные службы являются важной составляющей общей системы внутреннего контроля организации. Очевидно, что применение термина аудит и здесь неуместно, но мода выше закона и уже выходят монографии научных работников о внутреннем аудите, т. е. терминология устоялась; 
  • экологический аудит – предусмотрен законом №7 ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» и предполагает обследование объектов аудиторами–экологами с целью независимой проверки соблюдения норм, регламентирующих вредные выбросы загрязняющих веществ и проверки финансовой отчётности на предмет правильного отражения в ней расчётов по платежам за загрязнение окружающей среды. Применение термина уместно, так как соответствует определению предусмотренному законом об аудиторской деятельности; 
  • пожарный аудит – официальное название: «независимая оценка пожарного риска» – проверка объектов, с целью определения соответствия их состояния, содержания и условий эксплуатации нормативным требованиям противопожарной безопасности. По результатам проверки формируется заключение о противопожаром состоянии объекта и рекомендации об устранении выявленных нарушений. При необходимости проводятся расчёты пожарных рисков. Применение термина аудит некорректно, так как результатом проверки не является подтверждение достоверности какой-либо отчётности предусмотренной законом; 
  • социальный аудит – исследование общественных отношений возникающих в процессе жизнедеятельности между властью, бизнесом и гражданским сообществом в масштабах страны, региона или, в рамках организации, между владельцами, менеджментом и работниками. Исследования проводятся как государственными учреждениями, так и частными компаниями. Целью социального аудита является оценка состояния общественных отношений и подготовка рекомендаций по их совершенствованию для повышения эффективности деятельности общественных организаций, правительственных учреждений и бизнеса. Целью таких исследований может быть прогнозирование конфликтных ситуаций на различной почве и их предупреждение. Очень значимый вид деятельности, но к аудиту, предусмотренному законом об аудиторской деятельности, это никакого отношения не имеет;
  • инвестиционный аудит – аудит финансовой отчётности паевых инвестиционных фондов, внебюдженых государственных пенсионных фондов, компаний осуществляющих брокерскую и другие виды деятельности по управлению ценными бумагами или их размещению (IPO) на бирже. Проводится в рамках закона об аудиторской деятельности с целью подтверждения достоверности отчётности и повышения уверенности инвесторов в перспективе инвестирования. Применение термина правомерно; 
  • промышленный аудит – предполагает некие контрольные процедуры по формированию себестоимости и ценообразованию, но основной акцент уделяется проверке организации внутреннего контроля качества работ и целесообразности выбора и применения технологий, оценки соответствия их современным достижениям науки и техники. Проводится с привлечением опытных специалистов технологов и инженеров по профилю проверки. Эта деятельность, по сути, приближается к инспекционной и не соответствует предусмотренной законом об аудиторской деятельности; 
  • кадровый аудит – независимая проверка кадрового делопроизводства на соответствие действующему законодательству с подготовкой рекомендаций по его совершенствованию. Проводится, в том числе и аудиторскими компаниями, но в качестве консалтинговой услуги; 
  • аудит персонала – то же что и кадровый аудит с усилением акцента на определении профессиональных качеств сотрудников заказчика с применением опросов, анкетирования, тестирования и подготовкой рекомендаций по изменению ситуации в нужном направлении. Это так же консалтинговая услуга;
  • технологический аудит, аудит систем качества продукции – смотри промышленный аудит; - образовательный аудит, муниципальный аудит, медицинский аудит, маркетинговый аудит, правовой аудит и т. п. (см. выше) – всё это консалтинговые услуги, по своей сути приближающиеся к инспектированию по проверке деятельности на соответствие стандартам, разработанным отраслевыми министерствами и ведомствами. 

Проведенным анализом установлено, что из всех перечисленных выше только пять видов услуг соответствуют требованиям закона об аудиторской деятельности:

  • ежегодный обязательный аудит; 
  • обзорный аудит;
  • налоговый аудит; 
  • экологический аудит; 
  • инвестиционный аудит.

Остальные должны быть отнесены к консалтинговым услугам, часть из них может выполняться аудиторскими компаниями в качестве сопутствующих аудиту услуг. Это ни в коем случае не уменьшает значимость указанных видов деятельности, просто потенциальным заказчикам аудиторам и консультантам было бы легче ориентироваться в потоке предлагаемых услуг.

А в случаях, когда в названии некоторых видов консалтинговой деятельности уже устойчиво сложилась практика применения термина аудит, необходимо выходить с законодательной инициативой о внесении изменений в закон об аудиторской деятельности с предложением уточнения самого определения. Например, существующее в законе определение можно было бы дополнить фразой: « и любые независимые проверки объектов и видов деятельности на соответствие правилам и стандартам, разработанным на основании действующего законодательства».

Литература.

  1. Закон от 30 декабря 2008 года № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Закон от 23 ноября 2009 года № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
  3. Закон от 10 января 2002 года № ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Закон от 21 декабря 1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности».
  5. Социальный аудит: учебник под ред. д. э. н., проф. А. А. Шулуса; Д. э. н., проф. Ю. Н. Попова – М.: изд. Дом «АТИСО», 2008.- 524с.
  6. Закон от 29 ноября 2001 года № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  7. Закон от 22 апреля 1996 года №39 ФЗ «О рынке ценных бумаг». № 6 2011 года.
  8. Аудиторские ведомости// «Виды аудита: современная классификация» к. э. н. доцент М. В. Чернова.

 

На нашем сайте вы сможете заказать аудиторские услуги в Воронеже.